Домашнее задание на чередование

На последнем нашем занятии на курсах финского языка Ольга Александровна шокировала нас своим оптимизмом: «Да нечего вообще там делать, в этом финском! Всё легко». И задала домашнее задание, которое к этой записи приложено. Хорошо иллюстрирует, насколько нечего делать.

Это упражнение на чередование согласных. Если в словарной форме в слове есть открытый слог (т. н. «сильная позиция»), начинающийся на p, k или t, и при словоизменении этот слог становится закрытым (т. н. «слабая позиция»), происходит чередование по известной (заучиваемой) таблице. Бывает и наоборот: когда закрытый слог в словарной форме (kuunnella «слушать») переходит в открытый в одной из форм (kuunteelen «слушаю»; nn перешло в nt).

Alkaa «начинать» (тут чередования нет, это просто так дали глагол)
Me alkamme alamme «мы начинаем»
He alkavat «они начинают»
Hän alkaa «он/она начинает»
Me emme alka  ala«мы не начинаем» (отрицательная форма образуется спряжением вспомогательного глагола-отрицания, после которого остаётся основа значащего глагола)
He eivät alka «они не начинают»
Alkaako hän? «начинает ли он/она»

Auttaa «помогать» (tt в сильной позиции чередуется с t в слабой)
Me autamme
He auttavat
Hän auttaa
Me emme auta (тут на первый взгляд должно бы быть autta, но в отрицательных формах вот считается слабая позиция; «Запомните это, дети, потому что понять такое не-воз-мож-но»)
He eivät auta
Auttaako hän?

Ehdottaa «предлагать»
Me ehdotamme
He ehdottavat
Hän ehdottaa (että… «что(бы)…»)
Me emme ehdota
He eivät ehdota
Ehdottaako hän?

Itkeä «плакать» (тут нет чередования; рифмуется с kitkeä «уничтожать», но это лирика)
Me itkemme
He itkevät (itkevät, потому что в основе нет a/o/u; иначе было бы -vat на конце)
Hän itkee
Me emme itke
He eivät itke
Itkeekö hän? (но тут надо вспомнить про гармонию гласных и поставить точки над ö; так же, как в itkevät над ä)

Leikkiä «играть» (о детских играх и проч.; тут две k чередуются с одной)
Me leikimme
He leikkivät
Hän leikkii
Me emme leiki
He eivät leiki
Leikkiikö hän?

Lopettaa «заканчивать» (тут опять две t с одной)
Me lopetamme
He lopettavat
Hän lopettaa
Me emme lopeta
He eivät lopeta
Lopettaako hän?

Odottaa «ждать» (и тут: tt — t)
Me odotamme
He odottavat
Hän odottaa
Me emme odota
He eivät odota
Odottaako hän?

Pitää «нравиться» (t в сильной позиции чередуется с d в слабой; или t озвончается в слабой)
Me pidämme «нам нравится»
He pitävät
Hän pitää
Me emme pidä
He eivät pidä
Pitääkö hän?

Ymmärtää «понимать» (rt чередуется с rr; ещё nt/nn, lt/ll, mp/mm)
Me ymmärrämme
He ymmärtävät
Hän ymmärtää
Me emme ymmärrä
He eivät ymmärrä
Ymmärtääkö hän?

В других блогах недавно: Геннадий Потапов с обилием ссылок рассказывает о новой(?) технологии кросс-платформенного программирования Adobe Air; Ещё один блогер купил себе eeePC — теперь, наверное, будет много о нём писать, как один мой знакомый эсперантист.

8 thoughts to “Домашнее задание на чередование”

  1. Интересные заметки про финский язык. Я, кстати, не считаю его слишком простым. Язык как язык, русский, наверное, сложнее. Позволю себе сделать небольшую поправку к вашему домашнему заданию: в глаголе alkaa, все-таки есть чередование, он был задан не случайно:-).
    Итак, k чередуется с 0 (это ноль) или просто исчезает в слабой ступени:
    Minä alan
    Sinä alat
    Hän alkaa
    Me alamme
    Te alatte
    He alkavat
    En/et/ei/emme/ette/eivät ala
    Вот и все.
    Удачи в изучении финского!

  2. » Я, кстати, не считаю его слишком простым

    Я тоже :) Однако бытующие в народе мифы о невообразимой сложности финского несколько преувеличивают ужас реальности; при этом мнении я остаюсь даже после всяких сюрпризов вроде непредсказуемой k :)

    » русский, наверное, сложнее

    Думаю, намного сложнее. Когда-то я занимался самостоятельно польским — и тогда задумался о сложности славянских языков.

    » небольшую поправку к вашему домашнему заданию

    Вот спасибо. Не зря я порой выкладываю логи своей учёбы в блог :) Думаю, в таком необычном контексте спряжение глагола alkaa должно запомниться :)

  3. Блог мне Ваш нравится, но не знаю, насколько уместно вывешивать здесь домашние задания :)

    !)(kuunteelen «слушаю»; nn перешло в nt).-
    здесь тоже ошибочка, т.к. правильно kuuntelen.

    !)»вот считается слабая позиция; «Запомните это, дети, потому что понять такое не-воз-мож-но»)»
    Не стоит проявлять пессимизм, лучше следовать логике и правилам, а правило гласит, что для отрицательной формы берется спрягаемая основа первого лица, ну а в спрягаемой основе глаголов первого типа — всегда слабая ступень!
    Так что финский язык не сложнее математике, где всегда следуют правилам, формулам и логике!
    УСПЕХОВ!!!

    1. Все-таки «ступени», с моей точки зрения, не самая удачная категория. Ибо заимствованы из германских языков, а финский работает совсем по другому принципу…

  4. но не знаю, насколько уместно вывешивать здесь домашние задания :)

    Ну я ж далеко не все! И не с целью, чтобы мне их кто-то сделал. Так что всё чисто; а людям, которые финским только-только заинтересовались, может быть интересно увидеть поближе, как всё выглядит.

    К тому же мне финские тексты намного проще набирать в браузере, потому что стоит расширение, облегчающее вставку диакритики (abcTajpu). Ну а раз что-то набрано в браузере, стоит это опубликовать! :)

    За подсказки спасибо, всегда с благодарностью принимаю.

  5. Глагол auttaa «помогать» напоминает мне итальянский глагол aiutare с тем же значением. Хотя совпадение здесь, скорее всего, чисто случайное, но можно ассоциативно запомнить :)

  6. Добрый день.

    На самом деле чередование ступеней (все его правила) укладываются в несколько предложений.

    Кстати, слова типа koira не так уж и просты. Ведь еще в финском есть чередование гласных…

Комментарии закрыты