Предчувствие интернета

Вот что писал в 70-х годах о будущем компьютерных сетей небезызвестный Айзек Азимов:

Всемирная  компьютеризированная библиотека  была бы  жизненно важна для
ученых и для исследовательской работы, но это было бы  лишь  малой  долей ее
использования. Она бы  произвела небывалую  революцию в образовании, впервые
предложив нам схему образования, которое было бы по-настоящему  открыто всем
людям любого возраста.

В  конце  концов, все люди хотят учиться.  В каждом черепе трехфунтовые
мозги, которые  требуют постоянного занятия, чтобы предотвратить болезненное
состояние  скуки. За  неимением  лучшего  или более  обогащающего  их  можно
напитать   бесцельными  картинами  низкопробных  телевизионных  передач  или
бесцельными звуками низкокачественных записей.

Однако,  что  если  в  жилище  человека  имеется  устройство,   которое
доставляет ему информацию в точности с его запросами: как собирать коллекцию
марок, как ремонтировать забор, как выпекать хлеб, как  любить,  подробности
частной жизни  королей Англии, правила футбола, история сцены?  Что если все
это  делается  с бесконечным  терпением, с  бесконечными повторениями,  если
требуется, причем в то время и в том месте, какие выберет учащийся?

И что  если, усвоив какой-либо предмет, учащийся захочет  узнать  более
сложное или  нечто  иное? Что если какой-нибудь раздел  информации  случайно
разожжет новый неожиданный интерес и отошлет  учащегося к совершенно  новому
направлению?

А почему бы  и  нет? Безусловно, все больше и больше людей воспринимали
бы это как легкий и  естественный путь удовлетворения любопытства  и желания
знать. И каждый человек, когда он образован  по своим собственным интересам,
мог  бы оказаться полезным.  Человек, у  которого  нашлись новые  мысли  или
наблюдения какого-либо рода в любой сфере, мог бы сообщить о них, и если это
не дублирует  уже находящееся в  библиотеке,  это  можно было  бы хранить до
подтверждения и, возможно, потом добавить  в общее хранилище. Каждый человек
был бы и учителем, и учеником.

Но при такой  максимальной библиотеке, идеальной обучающей  машине,  не
станет ли  учитель-ученик терять  желание к человеческому общению? Не станет
ли цивилизация  превращаться в обширное сообщество разобщенных  людей, и  не
распадется ли она таким образом?

Отчего же распадется?  Никакая  обучающая  машина  не  сможет  заменить
человеческий контакт  в любой сфере. В спорте, в  публичных  выступлениях, в
драматическом  искусстве,  в исследованиях,  в  танцах, в  любви — никакая
ученость   не  заменит   практики,  хотя  теория  может   способствовать  ее
совершенствованию. Люди все же будут общаться и на все более высоком уровне,
лучше понимая то, чем они занимаются.

Мы  и  в  самом  деле  можем  надеяться,  что всякий  человек  обладает
миссионерским  инстинктом, чем бы  он страстно  ни интересовался.  Энтузиаст
шахмат старается заинтересовать других  шахматами, то же самое можно сказать
о  рыбаках,  танцовщиках,  химиках,  историках,  предпринимателях, джоггерах
(джоггер — бегающий   трусцой),  антикварах  и  о  ком  угодно.  Человек,
обратившийся  к обучающей машине,  который  увлекся ткачеством, или историей
костюма, или  римскими  монетами, очень вероятно, сделает решительные  шаги,
чтобы найти других с подобными интересами.

Метод  компьютерного  образования  был  бы безусловно безотносителен  к
возрасту. Он  мог  бы  использоваться  любым  человеком  в  любом  возрасте,
например, когда  в шестьдесят  лет появляются новые интересы,  а  старые —
пропадают.  Постоянная тренировка мышления и  любопытства  сохранили бы мозг
таким же гибким, как постоянные физические упражнения сохраняют в форме наше
тело.

Книга доступна на русском языке в библиотеке lib.ru. Называется: Айзек Азимов. Выбор катастроф.

One thought to “Предчувствие интернета”

  1. Ну да,как в воду глядел,никакому фантасту не снилось!Вот только жаль, что некоторые всё же теряют интерес к личному общению

Комментарии закрыты