О поездах на юг тогда и сейчас

Владикавказ взял третье место на конкурсе муниципальных образований в номинации «Лучшее муниципальное образование». Как узнал эту новость, сразу купил авиабилеты и запланировал поездку на родину.

Паровоз Э-2432 в депо СаратовВообще самолётов по нормальным ценам как не было, так и нет, а поезда ходят на юг России почти так же медленно, как и сто (!) лет назад. Александр Грин в своих воспоминаниях пишет, что добрался в начале девятисотых на поезде из Москвы до Одессы за два дня и две ночи:

О Москве я слышал, что это город тупиков и зевак. Пока стоял поезд, я немного ходил по прилегающим к вокзалу улицам, удивляясь величине домов, выложенными цветными изразцами, шуму и движению. … Побродив около часа, я возвратился в вагон. Теперь мне предстояло проехать до Одессы два дня и две ночи.

Сейчас поезд Москва — Одесса идёт сутки, Москва — Владикавказ — полторы, СПб — Владикавказ — двое суток с лишним. Вопреки успехам электровозостроения, скорости остаются сравнимыми с паровозными. Достаточно беглого взгляда на расписания, чтобы понять, как можно сократить время в пути на несколько часов — сократить почти часовые стоянки на ряде промежуточных станций до почти минутных.

Будем надеяться, что грядущая Олимпиада поможет стране обновить транспортную инфраструктуру между европейским центром и европейским югом России. Чтобы современный поезд наконец уверенно обошёл своего пародвижимого предка.

6 thoughts to “О поездах на юг тогда и сейчас”

  1. Это очень тяжело. В 2002 год работал в Новошахтинске, раз 5-6 ездил Самара — Ростов-на-Дону (на самом деле Новосибирск-Адлер!) 28 часов по расписанию до Ростова (поезд сначала поднимается от Самары вверх до Пензы, а оттуда уже спускается вниз, к Ростову, меняя номер поезда с нечетного на четный и нумерацию вагонов с головы на хвост, переподцепляют локомотив). Сходил в Шахтах, это на 2-3 часа раньше, но всё равно, сутки безделья, единственное развлечение — выйти на КАЖДОЙ станции и взять бутылку пива. Теперь и этого нельзя на транспорте… Как уж люди едут из Новосибирска в Адлер… привыкание к скуке наступает?

    1. У меня дед железнодорожник был, так каждый год реализовывал свой бесплатный билет в виде поездки куда-то в Забайкалье. Нравилась, значит, романтика пути.

      Просто на фоне доказанной принципиальной достижимости и комфорта, и скорости на отечественной почве (Мск — СПб), хочется более заметных перемен к лучшему на других направлениях; особенно в смысле скорости.

  2. И у меня дед был железнодорожник. А в Кротовке — паравозный резерв был, штук 200 паравозов на специальных запасных путях. На случай третьей мировой. Один сторож на всё про всё. Конечно, мы, пацаны, свободно там хозяйничали, лазили, куда хотели.

    На счет привыкания к скуке вспомнил: когда в 2000 г. впервые сплавлялся на надувном матрасе прозрачном по Волге, по форватеру: первый час тянется неимоверно долго! Течение — медленное, лежишь, а ничего не меняется! Сам себе внушаешь: ну, всё, я ведь УЖЕ отдыхаю! А остальные 4 часа — как одна минута! Один раз, в 2002 г. 14,5 км! Рекорд. Скорость течения очень зависит от дня недели, иногда — от сезона. Обычно стараешься до ниже водозабора, чтобы уже не плутать в этих новых дачах…

  3. Вот еще, Слав: скоростные ж/д магистрали не для нашего климата. Это ведь не локомотив, а рельсы! В Италии поезд (любой, не обязательно скоростной!) идет как на шинах, бесшумно, нет стыков на расширение, которые у нас «бу-бум, бу-бум». И стыки у них — вразбежку. Но у них климат от +10С до +40С, а у нас от -40С до +40С. У них можно без стыков, у нас — нельзя! На 100% уверен, катастрофа поезда М-СПб в 2009 г. — техногенная, просто сварные стыки рельсов разорвало — холодно. Тела и рельсы при нагревании удлиняются, при охлаждении — укорачиваются.

    1. Совсем скоростные, сапсаноподобные, ладно — не надеемся; но скоростей и расписаний обычных ночных поездов между Мск и Питером хочется достичь на всех основных направлениях. Отмазки про климат и менталитет уже приелись.

  4. Ладно, и так хорошо. В 1981 г. из Москвы в Самару на каком-то транзитном среднеазиатском ПАССАЖИРСКОМ поезде — двое суток, вместо обычных 16 часов. По нескольку часов на перегонах и светофорах стоял ПАССАЖИРСКИЙ поезд, пропуская товарняки!

Комментарии закрыты