Два любопытных факта об административном устройстве Австралии:
1. Оказывается, по конституции Австралийского Союза одним из штатов этой страны является Новая Зеландия:
«The Commonwealth» shall mean the Commonwealth of Australia as established under this Act. «The States» shall mean such of the colonies of New South Wales, New Zealand, Queensland, Tasmania, Victoria, Western Australia, and South Australia, including the northern territory of South Australia, as for the time being are parts of the Commonwealth…
В Новой Зеландии нормально с этим живут. Говорят: спасибо, мы пока повременим.
2. Штат Западная Австралия (а это огромный кусок континента) не очень хотел вступать в Австралийский Союз, жители не видели смысла менять статус-кво. Всё же Западная Австралия оказалась в Союзе, но противоречия росли — и в 1933 сецессионисты добились референдума, на котором 68% избирателей проголосовали за выход из Австралийского Союза. Уйти им однако не разрешили в Лондоне (политическое устройство вроде бы бывших колоний подразумевало одобрение важных решений в столице империи). Отчаявшись добиться воплощения своей цели, сецессионисты не решились стать вооружёнными сепаратистами и расформировали свою организацию в 1937 году. У идеи был второй всплеск в 1970-х, но в стиле „история повторяется в виде фарса“. По теме есть большая статья в англовики: „Secessionism in Western Australia“.
3. У склонного к независимости штата были свои проблемы с территориями, склонными к независимости в свою очередь. С этой историей цепного сепаратизма мы хорошо знакомы по постсоветским землям. На юго-востоке штата, где добывали много золота, зрел проект отделения от Западной Австралии под именем Ауралия (Auralia ~ „золотая страна“). Золотодобытчики жили в 500-600 км от столицы штата, в большой мир выбирались через другой порт, так что поводы не ощущать единство у них были.
Вот так порой смотришь — на карте вроде всё просто, а своя драма за каждым километром, даже в „Новом Свете“.