Осетинский снова назвали «вымирающим»

Опять новость не о состоянии языка, но в информационной части под новостью зачем-то сообщают: «Осетинский язык относится к вымирающим». Кем относится? По каким критериям? Этого объяснения нет.

Осетинский язык относится к „уязвимым“ (vulnerable), такая формулировка есть в Атласе ЮНЕСКО («Атлас языков мира, находящихся под угрозой исчезновения»). Вместе с ним в этой группе и соседние ингушский, кабардино-черкесский и карачаево-балкарский языки.

Всего в классификации ЮНЕСКО четыре состояния: vulnerable, definitely endangered (например, абазинский, рутульский), severely endangered (горномарийский, ижорский), critically endangered (водский). Главным критерием при этом является не число носителей, а передача детям.

Мне не кажется полезным проговаривать всякий раз, что осетинский буквально „умирает“, это формирует неправильное отношение у говорящих, наличных и потенциальных. Осетинский интересно изучать за то, что в нём живёт.


В конце августа вышло большое интервью в «Национальном акценте», где я рассказываю о фестивалях языков и о языковой ситуации в Осетии.

One thought to “Осетинский снова назвали «вымирающим»”

  1. Носителей осетинского языка не много относительно числа жителей планеты, но это ещё не свидетельствует о его вымирании. Для этого достаточно отправиться в путешествие по Кавказу. В дальних высокогорных сёлах этот язык является основным. Плюс его тесная взяимосвязь с культурой народа, позволяет иметь свои уникальные слова, которые нельзя прямо перевести на русский язык.

Комментарии закрыты