Рильский монастырь — одна из главных достопримечательностей Болгарии, основан в Х веке, включён в перечень Всемирного наследия ЮНЕСКО. Мой рецепт посещения Рильского монастыря.
Из Софии в монастырь ходит непонятный прямой автобус, которого нет в расписаниях, один в день; или надо ехать через городок Дупница. Удобно заказать такси через интернет за 80 долларов — ссылку забыл, находите сами. Вместо такси нам подали по той же цене даже микроавтобус, было очень комфортно и без пересадок на автовокзалах.
Приехать в монастырь лучше около 6-7 вечера, рассчитывая на ночёвку в нём. Учтите, что даже летом в ущелье прохладно, оденьтесь. В девять вечера ворота монастыря закрывают. Войдя через ворота, которые выходят на стоянку, в дальнем углу двора (у Музея) можно найти монастырскую рецепцию (если не получится, можно спросить полицейских у ворот или работников музея). На рецепции можно получить „вписку“ прямо в монастырском комплексе за 8 левов за человека в ночь; причём группе из 2-3 человек дают отдельную келью, а не вписывают с незнакомыми людьми, как в обожаемых молодёжью за дешевизну хостелах. Кельи нумерованы необычно: сверху вниз, где-то на последнем этаже номер один, на третьем 50-е, на втором 70-е и внизу есть сто и выше. Условия в кельях спартанские — туалет только на первом этаже, душа нет совсем, но внутри может быть умывальник. На один-два раза переночевать удобно; если хочется дороже и с душем, надо пройти монастырский двор насквозь и выйти через другие ворота к торговому городку, в нём есть „странноприимница“ (гостиница при монастыре) и годный коммерческий отель „Царев върх“ с блекджеком с баром и шашлыками. Если вдруг мест не будет и там, по ущелью и в городке Рила гостиниц десятки; мы были в воскресенье летом, места были везде. Видимо, жители Софии приезжают сюда с возвратом домой (это около ста километров от города), а остальных бывает не так много, чтобы не разместиться.
Помимо очевидно находящихся внутри монастырского двора „точек интереса“ вроде музея, маленькой почты и центрального храма, вокруг есть много живописной природы с сохранившимися памятниками культуры вплоть до Х века. Чтобы посмотреть на это, надо в первой половине дня (отстояв в храме службу, как вариант) выйти в путь через вторые ворота (не через которые входили по приезду). Из трёх направлений за воротами надо пойти по крайне правой с указателем на „ресторант и хотел Царев Върх“, названный в честь одноимённой горы. Во дворе Царёва Верха есть заведение с жареной форелью (пъстърва) и другими такими вещами. Там же продают пиво и вино, но накидываться, ясное дело, не входит в наши планы, или придётся отказываться от планов о горном походе. Из заведения вверх уходят ступеньки, поднявшись по ним после еды, попадаем на мощённую крупными камнями дорогу с почти полным отсутствием автомобилей, по которой надо пойти, конечно, вправо — вверх по течению реки в ущелье и дальше от монастыря.
На мощённой дороге встречается мост с бревенчатыми перилами (на нём можно надолго зависнуть, глядя на горную реку внизу), за ним дорога превращается в абы какую, с остатками асфальта и т. д. Не отвлекаясь на ответвления, идём по дороге мимо большого кемпинга по левую руку до второго моста. Второй мост тоже надо перейти и выйти к автодороге, по которой в выходные ездит много машин, а в будни, видимо, меньше (но быстрее и внезапнее).
Вот тут самый важный момент! Идти по узкой дороге вместе с машинами не придётся, её надо пересечь к столбу, стоящему на лужайке за дорогой, и пойти по едва заметной тропе вправо. Тропа эта может быть настолько незаметной, что мы приняли её за тропу до информационного столба — и шли по автодороге мимо толп отдыхающих и автомобилей, пытающихся разъехаться на практически однополосной дороге (обратно вернулись по правильной тропе). Какое-то время тропа идёт по заросшим высокой травой открытым местам и не внушает уверенности в выбранном пути, но когда она входит в лес, она станет лучше — во многих местах она фактически вымощена камнями, кое-где на склонах оборудованы лестницы и так далее. Спускающиеся со склонов ручьи местами образуют на тропе грязь, но обыкновенно можно перешагнуть такое место или перейти по камням. По тропе видно, что за ней хорошо ухаживают — например, в нескольких местах огромные стволы деревьев, упавшие поперёк тропы, пропилены, чтобы можно было удобно пройти, а над одной речушкой построен новый мост, профинансированный одним из местных опсосов в 2010 году, о чём установлена памятная доска.
На участке пути кое-где есть развилки — надо следить за маркировкой, вдоль нужного пути маркировка на деревьях и крупных камнях представляет собой бело-красно-белый триколор, кое-где есть и текстовые указатели. Если маркеры долго не встречаются, возможно, стоит вернуться обратно до предыдущей развилки. Заблудиться в ущелье, конечно, сложно — склоны очень крутые, и все пути сводятся к разным вариантам пройти вверх по течению или вниз по течению основной реки.
Дорожка даёт возможность полюбоваться видами, „зелёными тоннелями“, горными ручьями, попить воды из родников, зайти в древние церкви, завершается она жилой пещеркой, в которой жил отшельником святой Иоанн Рильский. В пещере есть широкой вход и узкий лаз, через который можно выбраться на поверхность в нескольких метрах правее и выше.
При желании и более серьёзной физической подготовке можно раздобыть в монастыре карту гораздо более длинных маршрутов вверх по ущелью к горным озёрам с романтичными названиями Рибное, Смрадное и т. п. По ущелью встречаются люди с рюкзаками и палатками — видимо, идущие туда. В Болгарии такие маршруты удобны маркировкой и оборудованными местами отдыха, иногда и „хижами“, простыми домиками без замка, в котором можно переночевать бесплатно.
Состояние природного парка вокруг монастыря производит сильное впечатление. В лесистой своей части Куртатинское ущелье (в Осетии) в чём-то похоже, а по каким-то параметрам, пожалуй, и „круче“, но в Риле — даже вдоль автодороги мусора нет совсем, даже окурков. Один из простых секретов достижения этого — много оборудованных мест для отдыха вдоль дороги, с мусорными баками и кое-где даже с биотуалетами. Вывезти раз в две недели мусорные баки легче, чем собрать разбросанный ровным слоем по ущелью пластиковый хлам. Но и на одни мусорки вряд ли полагаются, наверняка собирают и руками — иначе не объяснить, почему от местных подростков остаются только граффити, вырезанные на стволах вековых деревьев многими слоями.