У настоящей оппозиции в России нет ничего общего с Pussy Riot
Комментарий Валерия Найденова из болгарской газеты «168 часа» (21-27 авг 2012). Перевод с болгарского ради практики языка мой, с некоторыми сокращениями. Чтобы перевести и нотариально заверить документы, пока рано ко мне обращаться, но я уже выхожу на индустриальный уровень навыка…
После уроков 1990 года я стараюсь отсеивать имитаторов в поисках настоящей, аутентичной оппозиции. Всё равно что искать иголку в стоге сена. С той разницей, что оценить результат можно только 20 лет спустя, когда сено давно съедено коровой перемен.
И всё же ирония времени очень приятна. Вспомним раскрашивание фигур на памятнике советской армии в прошлом году. [Фигуры воинов и партизан на памятнике были раскрашены в стиле узнаваемых голливудских героев]. Для меня это было остроумной аллегорией перекрашенных болгарских политиков. Вчера партизан, а сегодня спайдермен. Сами понимаете, к кому относится. К сожалению, левая русофильская молодёжь оказалась лишена чувства юмора — вместо смывания краски ей надо было встать почётным караулом. Если бы героические костюмы были бы спасены, едва ли кто-нибудь надел бы теперь на головы фигур яркие шапки „Пуси райот“.
„Пуси райот“ в Болгарии? Я предпочитаю голых украинок, которые борятся за свободу вороватой олигархини Тимошенко. Они хотя бы радуют глаз неукраденными богатствами украинского народа.
Большая ирония нашего времени в том, что модная городская интеллектуальная элита черпает свои представления о России в англоязычных СМИ. В результате интеллектуалы представляют себе Россию хуже любого официанта на взморье.
Одной из величайших глупостей, которые мне доводилось читать в последние дни, было утверждение, что „Пуси райот“ являются частью мирового движения „Оккупируй Уолл-стрит“, арабской весны и так далее. Дорогие мои, движение „окьюпай“ — это левая протестная волна против алчности капиталистов и против неравенства. В США оно пользуется симпатиями по меньшей мере 60% американцев. „Пуси райот“ ровно обратное — они представляют собой протест прозападной элиты и за ними стоит не более одного процента российского народа. Они нравятся части так называемого „креативного класса“, который живёт зажиточно в результате изменений в Москве и Петербурге.
Музыка „Пуси райот“ не имеет ничего общего с приятным. Русский панк, какой ужас! Одна из особенностей русской имитационной поп-музыки во всех её воплощениях — под неё можно маршировать. Они — гордые наследницы Аллы Пугачёвой, которая переделала нежного „Арлекино“ Эмила Димитрова в какофонию истеричных выкриков, а наше несчастное жюри ей вручило „Золотого Орфея“ из страхопочитания к братскому советскому народу.
Для среднестатистического русского появление „Пуси райот“ в храме Христа Спасителя — свинство. Русские народ намного более набожный, чем болгары, и их религия полна мистицизма. Вспомним развратного мистика Распутина, дикаря при последнем царском дворе Романовых. Впрочем, во время Распутина династия Романовых тоже была сплошной мистификацией. В ней не было и капли русской крови, не то что рода Петра Первого.
В России есть два вида оппозиции — аутентичная и прозападная. „Пуси райот“, „бунт п*зд“, — полная деградация „креативного класса“, упомянтого выше. Даже и Алексей Навальный, лидер прозападных протестов, не отрицает, что их выходка в храме хулиганская и залсуживает наказания. Его тезис, что наказание слишком тяжкое.
Я с этим полностью согласен, два года лагеря за мелкое хулиганство — азиатская жестокость. Достаточно было штрафа и пары ночёвок в предварительном заключении. Но, вероятно, Путин действительно напуган, что из США ему организуют арабскую весну и сирийские события.
Если Распутин — эманация религиозного русского мужика, то „Пуси райот“ можно сравить с его официальным убийцей, князем Феликсом Юсуповым. Род Юсуповых восходит к татаро-монголам. Сам он учился в Оксфорде, где „прошёл под радугой“ и привык носить женские одежды в публичных местах. Подстрекателем к убийству был Освальд Рейнер, агент британской разведки и интимный товарищ князя Юсупова по Оксфорду. Как известно, Распутин пытался убедить Николая Второго ни при каких обстоятельствах не вступать в Первую мировую войну, а потом — попытаться заключить сепаратный мир. Лондон не мог этого допустить и поручил Рейнеру убить Распутина.
В итоге что получается? Подобно „Пуси райот“, Юсупов и Освальд очень симпатичны в глазах запада. Современные, красивые люди. Но они подписали смертельный приговор России. И наоборот — Распутин отвратительный мужик, но он пытался спасти и Россию, и Романовых. И заплатил за это своей жизнью. А если бы ему удалось, может, не было бы Октябрьской революции. Такова ирония истории.
„Пуси райот“ — часть импортной российской оппозиции. [Дальше два абзаца с результатами последних презединтских и парламентских выборов]. Среди всех этих партий путинская „Единая Россия“ самая прозападная, остальные — национал-коммунисты, национал-либералы, национал-социалисты и национал-популисты.
И „Единая Россия“, и сам Путин — наследники проамериканской политической элиты в окружении Ельцина. Драма этой элиты в том, что американцы её бросили. Её любовь к Западу осталась неразделённой. И при Ельцине, и при Путине управляющая верхушка России несколько раз хотела присоединиться к ЕС и НАТО, но не смогла. Кремль ожидал, что получит важные роли в этих организациях, пока в США и ЕС не захотели приватизации и фактической колонизации России иностранными корпорациями. На практике и то, и другое оказалось иллюзией. Ни Запад не хотел принять сильной России, ни Россия не собиралась принять колонизацию без боя.
Если бы в девяностых приватизация в России не выглядела бы как грабёж, вдохновлённый и контролируемый американскими экспертами, сегодня в стране, может, и была бы мощная прозападная партия. Увы, русский народ так обжёгся, что не может больше такого терпеть.
В итоге российский „креативный класс“ не в состоянии включиться в политику на всероссийском уровне. У них есть выход на Штаты, Англию, Францию, но не на Саратов, Владивосток и Ростов-на-Дону. Их акции выглядят огромными на западе и мелкими в России. [Тут ещё немного сравнений митингов с выводом, что на пропутинский митинг пришло больше]
Вот что пишет в этой связи в последнем номере „Известий“ философ Сергей Роганов: „…в крайнем счете нужно признать, что Россия — та самая необъятная Россия, за славу которой претендует бороться столичный „креативный класс“, за которую тот страдает и мыслит днём и ночью, эта Россия всей душой ненавидит Москву во всех её проявлениях“.
Вот что такое „Пуси райот“ на самом деле. Они не российская оппозиция. Они не Москва, а Москва — не Россия. И всё же мне кажется, что Путину нужно сразу их помиловать.
Перевод с болгарского.
Я сейчас покажусь тебе мракобесом, клерикалом, но я скажу так, что России крупно повезло. У нас очень умный, тонкий, мудрый, дипломатичный Патриарх. Когда шли выборы Патриарха, один из моих учителей сказал, что мы получим (простите за немного неудачный термин) «Супер-Патриарха» и что остальные конфессии нам по-хорошему завидовать будут. Я чего-то начал возражать, он со мной спорить не стал, а теперь я сам вижу, что он был прав.