До интернета управлять государствами было проще. Внутренняя и внешняя информация и сегодня изрядно отличается (достаточно почитать новости в доменах ua
и ru
об одних и тех же событиях, чтобы убедиться), однако раньше доступ к внутренней информации извне был серьёзно ограничен. Это позволяло легко, оперативно и без последствий выдавать желаемое за действительное, очень адресно обращаться только к той публике, к которой нужно обратиться.
Вот, например, какое разъяснение получил турецкий народ после катастрофического поражения Османской империи в войне 1877-78 года (договор Сан-Стефано):
Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед пророк Его. Тени Бога благоугодно было даровать русским мир. Правоверным известно, что проклятые иконопоклонники возмутились, отказались платить дань, взялись за оружие и выступили против повелителя правоверных, вооружившись дьявольскими ухищрениями новейшего времени. Хвала Богу. Правда восторжествовала. Наш милостливый и победоносный государь на этот раз совершенно один вышел из борьбы победителем неверных собак. В своей неимоверной благости и милосердии он согласился даровать нечистым собакам мир, о котором они унижено просили его. Ныне, правоверные, вселенная опять будет управляться из Стамбула. Брат повелителя русских имеет немедленно явиться с большою свитою в Стамбул и в прах и в пепел, в лице всего мира, просить прощения и принести раскаяние. При этом имеет быть уплачена обычная числящаяся за ними дань, после чего повелитель правоверных в своей неистощимой милости и долготерпении вновь утвердит повелителя русских в его должности вассального наместника его страны. Но дабы отвратить возможность нового возмущения и сопротивления, султан, в качестве верховного повелителя земли, повелел, чтобы 50 тысяч русских остались в виде заложников в Болгарии. Остальные неверные собаки могут возвратиться в свое отечество, но лишь после того, как они пройдут в глубочайшем благоговении через Стамбул или близ него.
По-моему, это просто феерично. По Сан-Стефанскому договору Османская империя „победоносного государя“ Абдул-Хамида теряла в Европе даже часть земель, которые сегодня входят в состав республиканской Турции (Люлебургаз и дальше на север). Пятьдесят тысяч „заложников в Болгарии“ — это временная переходная администрация, как я понимаю.
В современном информационном пространстве люди уже не могут писать о „неверных собаках“, не вызвав острой реакции и опровержений со стороны неверных собак, например. Тексты теряют былую сочность, пропаганда уже не та. При этом, конечно, продолжает удивлять, насколько даже в интернете люди воспроизводят официальные позиции своих государств.