По пути из Стамбула, где я провёл очень насыщенный день, в самолёте листал журнал „Турецких авиалиний“. Попался интересный материал о придворном художнике султана Абдул-Хамида II итальянце Фаусто Дзонаро. Ориенталист Дзонаро (1854–1929) очень известен в Турции, а на русском о нём нет даже статьи в Википедии.
Любопытно, что Дзонаро стал придворным художником с лёгкой руки российского посла (видимо, Александра Нелидова, разработчика условий Сан-Стефанского мирного договора): посол заказал у художника картину Il reggimento imperiale di Ertugrul sul ponte di Galata (всадники императорского отряда имени Эртогрула на Галатском мосту), чтобы подарить её султану. Абдулхамиду понравилось, он заказал ещё несколько.
Не стоит воспринимать историю российско-турецких отношений как сугубо военную историю: между годами войн было ещё больше мирных лет с культурными и торговыми связями.
У Дзонаро была счастливая семья: увлечённая фотографией жена, две дочери и двое сыновей, всех их он много и интересно рисовал. Для знаменитой картины Дзонаро „Материнская любовь“ (с которой он выиграл международный тематический конкурс в 1900 году) ему позировали сестра, приехавшая навестить родственников из Италии, и сын Маурицио.
После революции и свержения самодержавия в Турции придворному художнику стало неуютно в городе — и он уехал в Италию, чтобы никогда не возвращаться. На родине он поселился в Сан-Ремо, потому что, как отмечают комментаторы, этот город напоминал ему Стамбул Константинополь.