Санкт-Петербургу относительно других российских городов сильно повезло близостью границы Евросоюза. Причём это граница вполне показательной страны этого союза, не из каких-нибудь там новичков, — Финляндии.
Существует несколько способов добраться в Хельсинки из Питера, вот краткий их обзор с плюсами и минусами.
Автобус
Самый демократичный и, наверное, популярный способ путешествия из Петербурга в Хельсинки — автобус. Автобусы бывают большие и микроавтобусы, обычно и те, и другие в хорошем состоянии, часто в дороге показывают кино. Уехать можно в любой день от площади Восстания. Билеты можно не покупать заранее, место можно забронировать по телефону.
Плюсы:
- Удобное расписание и полезная конкуренция — вечером из Петербурга и днём из Хельсинки автобусы уходят один за одним.
- Дёшево, 12-20 евро. Иногда челноки или гиды предлагают провезти для них литр водки и блок сигарет, даже могут предложить 5-10 евро за это. Я с возрастом становлюсь сентиментальным: когда месяц назад ехал в Хельсинки, отказался провозить этанол и табак — они яд.
- Конкуренция между перевозчиками поднимает стандарты обслуживания — практически все микроавтобусы и даже большие автобусы развозят в Хельсинки по адресам. Это удобно: если в Финляндии вам нужен только аэропорт Вантаа, вас привезут прямо туда.
Минусы:
- Автобусы подолгу толкутся на границе — сначала на одной таможне, потом на другой. Задержаться можно непредсказуемо долго.
- Традиционно на автодороге контроль наиболее жёсткий: могут перетряхнуть все вещи, полазить по карманам и ещё и снять отпечатки пальцев.
Трасса, по которой ежегодно ездят миллионы русских, богата рекламой на русском языке:
Поезд
Между Питером и Хельсинки ходят пассажирские поезда. Каждый день их три: московский „Лев Толстой“ (останавливается на Ладожском вокзале), питерский „Репин“ и финский „Сибелиус“ с необычными вагонами. Все три поезда относительно чистые, ухоженные и удобные. В „Репине“ и „Сибелиусе“ места по большей части сидячие, в московском поезде (ехать дольше) — много спальных купе; именно в одном из них в 2006 году я впервые увидел новую систему с откидывающейся спинкой нижней полки (спинка дивана опускается вниз, а на ней уже застеленная постель; потом так же быстро убирается).
Теперь есть ещё скоростной поезд Allegro, он долетает от северной столицы до столицы финской за три с половиной часа (расписание на Яндексе).
Плюсы:
- Главный плюс поезда — таможня на колёсах. Таможенники сами ходят по вагонам, в пути, и это психологически много легче переносить. Таможенник воспринимается не как грозный царь, а как вежливый работник сферы обслуживания.
- Есть впечатление, что и контроль не такой суровый, как на автодороге.
- Таможенники в вагонах — это ещё и возможность прибытия по расписанию, которой автобус лишён.
- Другие плюсы, относительно автобуса: туалет в вагоне, меньшая вероятность аварий.
- TaxFree тоже ходит по вагонам, не надо искать будку на пункте перехода.
Минусы:
- Сидячий билет в „Репине“ до Хельсинки приблизительно в два раза дороже билета на автобус. То есть на цене билета туда можно съездить на автобусе в оба конца.
- Теряется ощущение приключения, которое, конечно, есть в автобусе — на автодороге всё время что-то происходит, люди заходят-выходят, есть остановки не только у таможен, но и у рыбного магазина в поле, например. А поезд стучит себе колёсами от одного вокзала до другого.
- Жирный минус поезда в Хельсинки ещё и в том, что билеты на него нужно покупать в кассе очно, международные билеты пока не продают через интернет.
- Ещё один минус поезда — виды в городах; традиционно всё, что выходит на железную дорогу, как будто специально доводят до максимально уродливого состояния. На подъездах к Финляндскому вокзалу в Петербурге вообще полная разруха.
Паром
Не каждый год, но случается, что между Петербургом и Хельсинки ходят паромы. На 2010 год планируют запустить паромное сообщение от компании „St. Peter Line“. Я никогда не был на их судне „Принцесса Мария“, но вообще обычно балтийские паромы представляют собой развлекательные центры, на которые жители прибалтийских городов покупают билеты как на развлечение в себе — люди ночь плывут на корабле, утром приезжают в какой-то город, гуляют там день, а вечером опять на пароме возвращаются домой. Фонтанка.ру обещает на „Принцессе Марии“ бассейн и 3d-кинотеатры даже.
Плюсы:
- Даже на самых дешёвых местах в балтийских паромах обычно есть душ и туалет на каждую каюту (в таких каютах обычно 4 человека в два уровня, как в купе).
- Кровати ощутимо шире и удобнее железнодорожных.
- Суда не скапливаются на таможне, мешая друг другу, как автомобили.
- Морское путешествие — это романтично.
- Только на корабле можно ехать и очень вкусно есть в одном из нескольких замечательных ресторанов на выбор.
- В Хельсинки стоянка парома — в самом центре города.
Минусы:
- Паром идёт 12 часов, это на 4-7 часов больше, чем надо бы. В теории со временем могут появиться скоростные паромы (как между Хельсинки и Таллином), тогда будет выбор — погулять между 3d-кинотеатром и бассейном на тихоходном пароме или в более спартанских условиях добраться быстро.
- После гибели парома „Эстония“ может быть боязно.
- Публика на балтийских паромах традиционно крепко пьющая.
Об одном моём путешествии по Балтике с паромом и автобусом я писал в 2002 году для „Esperanto новостей“.
Самолёт
Есть ещё самолёты из Петербурга в Хельсинки. Никогда не понимал получасовых авиа-прыжков, хотя, да, даже с учётом трёх часов в аэропорту отправления и часа в аэропорту прибытия всё равно получается быстрее поезда или автобуса. Реклама билетов на эти рейсы именно такая: „Все ещё едут, а вы уже там“.
Два главных минуса этого варианта — нервозная обстановка в аэропорту и цена на билеты.
Выводы
Была б моя воля, ездил бы всегда только поездом. Но иногда бывает туго с деньгами, тогда выбор очевиден.
Я бы для первого раза всё же прокатился в Хельсинки на автобусе — чтобы больше интересного по дороге увидеть в окно :) На поезде да, удобнее, но там ничего особо не посмотришь, кроме лесов и самых-самых общих видов города. Поэтому на нём хорошо ездить во второй и последующие разы, когда ты уже всё самое основное по дороге видел :)
Великолепная статья, спасибо. Как раз думаю о поездке в Хельсинки. Подскажите, пожалуйста, сколько часов ехать на автобусе и на поезде? И ещё вопрос: не пробовали ездить автостопом?
Поезд из Питера в Хельсинки идёт около шести часов. Автобус (или маршрутка) тоже сравнимо. С автобусом только может повезти меньше (пробка на пограничном переходе, более подробная проверка на таможне, долгая стоянка на дьюти-фри), поэтому точное время на автобус планировать сложнее. Зато он в два раза дешевле.
Автостопом я как-то ехал из Хельсинки в СПб (точнее до Выборга). Главное на таможне не менять машину — в тот день был огромный хвост (менялись правила ввоза подержанных иномарок в Россию), и я решил дойти до контроля пешком; у меня было много проблем из-за этого :)
>Поезд из Питера в Хельсинки идёт около шести часов
Ну да, всё правильно. Из Новгорода экскурсионные автобусы едут до Хельсинки 9 часов (может, чуть больше с учётом стояния на границе). То есть 3 часа до СПб и ещё 6 часов до Хельсинки.
Кстати, мои однокурсники, которые ездили автобусом в Германию через Скандинавию, говорили, что на российско-финской границе туристические автобусы проверяют в отдельной очереди от легковых и грузовых автомобилей. И поэтому автобус проезжает границу быстрее других. Правда ли это?
Кстати, а сколько часов ехать от Хельсинки до Турку? Те же однокурсники мне говорили, что выезжали на автобусе из Новгорода в час ночи, чтобы успеть на паром Турку-Стокгольм, отправляющийся из Турку в 16:00 или около того. При этом в Хельсинки они не заезжали.
» туристические автобусы проверяют в отдельной очереди от легковых и грузовых автомобилей
От грузовых — да. С легковыми вперемешку. Причём некоторые автобусы проверяют только паспорта, а некоторые — полный осмотр всех вещей и просвечивание автобуса. Соответственно кто-то проходит таможню за 15 минут, а кто-то за 40. Плюс возможное ожидание в очереди.
» сколько часов ехать от Хельсинки до Турку?
Google говорит, что по трассе E18 это 164 км, и оценивает дорогу в два часа.
В Турку я был лишь однажды, и то не ради самого города, а ради Вселенной Мумитроллей (Muuminmaailma) на острове неподалёку.
>В Турку я был лишь однажды, и то не ради самого города
Ну, там вроде зáмок есть достопримечательный. Турку же даже был столицей Финляндии до середины XVI века, пока не был основан Хельсинки.
В замке был. Один из лучших музеев, которые мне доводилось посещать. Больше нигде не был в Турку :)
Ещё про Турку я знаю песенку про Тойвонена и факт грамматики про чередование -k- (Turu- в косвенных падежах: Turun, Turussa и т. д.).
А что такое virolaiset в названии записи «Virolaiset Turussa»? В словаре не нашёл этого слова.
Только сейчас посмотрел, кстати, по Вашей ссылке фото городов Хамина (aka Фридрихсгам) и Коувола. Красота, да и только! Люблю красивые и достопримечательные города. Жаль, что попасть в эти финские городки из России, кроме как «своим ходом», едва ли возможно :(
Я уже всё меньше уверен в своём финском, но „виролайсет“ вроде форма множественного числа от „виролайнен“ — „эстонец“. Virolaiset Turussa — „Эстонцы в Турку“.
Интересно, откуда в финском такое странное название — virolainen? Ведь сами эстонцы называют себя eesti, а народы и языки нак нельзя более близкие друг другу.
А вообще все финские названия народов на -nen имеют множественное число на -set?
Max спрашивает:
Да, это как бы класс склонения такой, слова на -nen. Это не только названия народов, кстати; например, цвета „красный“ и „белый“ тоже оканчиваются на -nen и во множественном числе (когда говорят о Гражданской войне в Финляндии, например) используются как punaiset ja valkoiset.
А чем отличается valkoinen от valkea (как в названии города Валкеакоски — «белый порог реки»)?
В прошлом году ездили в Хельсинки на пароме. Вариант неплохой, удобный.
В принципе можно найти недорогие билеты на паром на нужные даты.
https://www.youtube.com/watch?v=9sIF5XjXQh4