Почти на сутки задержали наш вылет из Бургаса самолётом авиакомпании «Московия». У этой компании всего четыре самолёта, насколько я помню их сайт, и один из них внезапно (как это случается с сильно подержанными „Боингами“) вышел из строя, именно тот, который собирался лететь в Болгарию. Его спешно меняли другим — поэтому в разных местах были задержки рейсов «Московии» на 12 и более часов. Например, люди не могли улететь из Антальи в Краснодар и из Краснодара в Анталью.
Наши люди, особенно проживающие в Москве, отличаются повышенной эмоциональностью и склонностью отрываться на тех, кто под рукой. В Бургасе было много конфликтов с местными сотрудниками аэропорта. Их, конечно, тоже есть в чём обвинять: например, на территории „летища“ есть столовая с низкими ценами и нормальной едой („первое, второе“), но информация об этом просочилась к нам случайно (от принимающих представителей одной из турфирм) и поздно (столовая как-то не до ночи работает). Аэропорт не обязан вроде обеспечивать пассажиров задержанных рейсов едой, но организованно отправить нас в свою столовую было бы уместно.
Все остальные претензии — к компании. Когда стало ясно, что самолёт не вылетит, надо было внятно уведомить об этом людей и отпустить нас на 6-8 часов погулять. Аэропорт в Бургасе не рассчитан на долгое ожидание: там негде сидеть, нечего есть и нечем заниматься. Когда в какой-то момент начало регистрации внятно сдвинули на три часа, мы съездили в „Бургас Плаза Мол“, поразвлекали детей на игровой площадке и купили ещё пару килограмм к багажу. А если б знать утром, что вылет будет после полуночи, можно было бы счастливо провести ещё одни день на море. Вместо этого каждые полчаса нам говорили „через полчаса будет конкретная информация“.
Питание „Московия“ организовала через сотрудников аэропорта только к ночи (люди приехали на рейс к восьми утра). Это были бутерброды с сыром и колбасой и по литру жидкости (вода и кола) на человека.
Вылет, назначенный на 9:30, состоялся около часа ночи.
Лететь было жутковато, потому что самолёт-то заменили, а сколько и насколько нервно пришлось работать в тот день пилотам — никто не знает. Стюардессы держались хорошо, но были явно уставшие. Почти всю дорогу была ещё нездоровая тряска.
Считаю, во многом виновата кривая система. Почему вышло, что мы купили билет на рейс „Ямала“, который внезапно превратился в рейс „Московии“ с тем же номером 9512? Почему рейсы, случающиеся регулярно, называют нерегулярными и не распространяют на них обычные правила про возврат и т. п.? Почему малые компании не обмениваются самолётами и представителями при больших задержках? Десятки тысяч человек страдают от, как я понимаю, недоорганизованности системы перевозок.