Евреи, кударцы и другие

Воспоминания еврейки Лилианы Лунгиной и осетинки Мадины Сагеевой вдохновили меня написать на этнические темы, разные воспоминания из детства об осознании этнических границ и стереотипов…

О евреях я не помню откуда узнал, но помню, как ещё дошкольником спросил у мамы: „Мама, а евреи это кто в Европе живёт?“ Она ответила что-то вроде: „Нет, это другое“. Ну другое и ладно; я вспомнил, что есть ещё слово „европейцы“ — и вроде всё сложилось.

А про антисемитизм (который бытовой и якобы всеобщий) я узнал в школе от одноклассника, осетина. Он — видимо, пересказывая дискурс кого-то из взрослых — выдал что-то вроде: „Вот все ненавидят евреев. Но у меня был друг-еврей, отличный парень“. Для меня в этом сообщении не было смысла совсем: я не представлял, кто такие евреи вообще, а тем более не замечал, чтобы „все их ненавидели“. От этого же одноклассника я потом узнал о кударцах, как называют часть (а чаще всех) южных осетин. В Википедии есть годная статья „Кударцы“.

С кударцами была интересная история. Я в третьем классе был увлечён девочкой. Это была полезная влюблённость: я, разумеется, так ей и не открылся, и история не имела продолжения, но я, например, тогда каждый день по своей инициативе гладил форму, чистил туфли, очень следил за собой в представлении, что могу её случайно встретить. Девочка настолько заполняла мой мозг, что я рассказал о ней другу. А он, услышав её фамилию, вынес вердикт: „Кударка“. И добавил каких-то негативных суждений, которые пересказывал со слов старших, даже ссылаясь на их авторитет. Так-то до этого момента слово „Кударец“ в моём словаре было именем собственным — у отца был старший друг на работе, очень положительный герой, которого они все называли Кударец.

Вообще социальные стереотипы и конкретно этнические обобщения, как мне кажется, неравномерно актуальны для разных семей. И именно в школе, где дети много общаются и куда они стаскивают разговоры своих родственников, это бывает особенно заметно. Я, наверное, до средней школы не различал людей по национальностям ни по фамилиям, ни по внешнему виду. Одновременно в той же школе были дети, державшие в голове длинные списки фамилий с этническими и даже ущельными ярлыками.

Как-то мы стояли в школьном туалете, уже ближе к выпуску, после всех этнических конфликтов начала 90-х. И чего-то из подросткового желания поумничать один из ребят стал выдавать стандартные стереотипы про русских. Про мифических неимоверно распущенных женщин, в частности, но и что-то там про мужчин. Потом как-то осёкся, посмотрел на меня, и такой: „Славик, ну ты извини. Но ведь действительно так…“

А мне было лет 15, я не знал, как оно действительно. Первую истинно распутную женщину, например, я увидел только в 25, когда ехал ночью автостопом по трассе из Питера в Москву.

„Если это действительно так, зачем вы со мной все общаетесь? [А период был такой, не то по возрасту, не то по ситуации в стране, что каждый третий в школе ходил в изгоях] А если не так, почему все молчат?“, — уже не помню, я сказал это или только подумал :) Но запомнилось сильно.

С тех пор если при мне кто-то делает смелые этнические обобщения о народе, с хотя бы одним годным представителем которого я знаком лично, я стараюсь одёргивать. Это не всегда бывает одинаково уместно, но дело принципа.


Навеяно воспоминаниями Мадины Сагеевой «Про кударцев, иронцев и дигорцев» и моими впечатлениями от мемуаров переводчицы Лунгиной.

Евреи, кударцы и другие: 12 комментариев

  1. Я и во взрослом состояние не особо разбираю ущельское происхождение по фамилии, про школу вообще молчу, как-то не важно было.. Соглашусь, дети много маминых и папиных разговоров в школу носят, и выдают за абсолютную истину откровенные глупости.))
    А вы в какой школе учились?

      1. О.. изучали языки. 7-я школа и сейчас в числе престижных.
        А я в 27-й училась, не знаю имени кого..) но вроде там мемориальная доска висела «эту школу закончил капитан ледокола Кучиев..».))
        А вообще соц. стереотип -это зло. Не надо передовать их детям.

        1. Сейчас она, может, даже лучше — в ней преподают осетинский (по слухам даже хорошо преподают);
          в мои детские годы уроков осетинского там не было совсем, даже не для осетин, потому что боялись „перегрузить детей“.

          Капитан Кучиев — великий человек.

  2. У нас в детстве такого не было. Наверное потому что не было смешанных групп ни в садике, ни в школе. Мы не любили других из-за их наклонностей что ли. Например, одна девочка в садике воровала. Она была смуглая и фамилия Тигаенко. Я сейчас думаю, может она было цыганкой.

    1. Теперь, с высоты приобретённых впоследствии социальных стереотипов, ты подумываешь: а не цыганкой ли она была? :))

  3. Понравилось употребление слова «годный»:
    — годная статья;
    — годный представитель.

    Расширю свой лексикон :)

    1. Ну это такой, может, не очень хороший арготизм.
      Мне нравится, ко мне прилипло это словцо. Очень не хватает такого компромиссного слова — не совсем „подходящий“, не совсем „хороший“, а именно вот „годный“, „приемлемый“ и т. д.

  4. Я тоже рос в многонациональной среде. И мне было совершенно все равно какой национальности были мои одноклассники. Я знал кто какой национальности, но это было… ну, как цвет волос. Лучшими моими друзьями были полурусский-полунемец и еврей, сидел я за партой с эстонкой, а влюблен был в немку с примесью местной крови (не то долганской, не то ненецкой — не знаю точно). Были и башкиры, и азербайджанцы, и эвенки, и украинцы… На Крайнем Севере кого только не было! Редкие анекдоты про тех же евреев были совершенно непонятны.
    Стереотипы все-таки были, как я сейчас понимаю. Скажем, анекдоты про чукчу были более понятны — рядом были «националы» — ненцы с нганасанами, на которых эти шутки переносились. Но по большей части это оставалось на уровне шутки. Все-таки, основным критерием оценки человека национальность не была никогда.
    Я до сих пор уверен, что нет «плохих» или «хороших» национальностей. А плохие и хорошие люди есть везде.

  5. Наци — это ВСЕГДА предательство. Ну, если я знал ХОТЯ БЫ одного достойного человека — казаха, киргиза, еврея, корейца… И вот, если я сейчас скажу — казахи, киргизы, евреи, корейцы — плохие… я его (ея) предал просто. Он-то (она-то) по жизни мне помогал(а)! Шутки — другое дело, не обижаюсь (мордвин наполовину).

  6. Живу сейчас в Канаде. Скоро приеду назад, домой. А написанное вами, дорогие друзья, просто замечательно. Мой знакомый врач Сиддхи, древнейшей медицины на планете (на Сиддхи основана Аюрведа, на земле единственный колледж, где готовят специалистов Сиддхи, находится в Тамиленде, в Индии), на своем сайте написал: моя раса Человек, мое поведение Добро.

Обсуждение закрыто.