Учитель литературы Лев Соболев (московская гимназия №1567) в интервью на OpenSpace, говоря об отечественном образовании и его перспективах:
— Вы затрагиваете тему патриотизма на уроках или считаете, что это личное дело каждого?
— Конечно, личное дело. Гордиться тем, что ты родился в России, то же самое, что гордиться тем, что ты родился белым. Или мужчиной. Это как-то странно. Если ты любишь свою страну, то сделай так, чтобы людям — хотя бы тем, которые рядом с тобой — было лучше. На уроках я стараюсь не цитировать позднего Толстого, который писал, что патриотизм — вредное чувство, потому что все, что разъединяет людей, — вредно.
— Разве патриотизм разъединяет?
— Конечно. Если я люблю свою землю, а ты, эстонец, любишь свою, то что у нас с тобой общего? Я остался здесь, работаю и надеюсь, что приношу пользу, — вот вам патриотизм, как я его понимаю.
Странный взгляд. Разъединять может любовь к земле соседа, а к своей-то как? Если каждый из нас любит свою землю — вот уже одна точка соприкосновения: в этом мы одинаковы.
А Толстого (Льва) вообще лучше не цитировать :)
В ташкентских школах есть такой предмет «чувство Родины». Если удастся раздобыть такой учебник обязательно почитайте, масса интересного. Например, брат уехал на заработки в Америку, сестра его осуждает, почему он не остался чтобы принести пользу Узбекистану, и вот дети после прочтения обсуждают это. (То, что в Ташкенте мало платят за работу, никого не колышет, типа должен остаться и бедствовать со всеми из солидарности).
То есть учебник намекает на правильные выводы? :)
>Разъединять может любовь к земле соседа, а к своей-то как?
Патриотизм не должен быть слепым и показным, не должен превращаться в позу. Можно сколько угодно кричать: «Я люблю Россию!», но тогда тебя легко затроллить: «За что любить такую страну, где большинство людей не живут а выживают, где нет нормальных зарплат, нормальных пенсий, нормальных дорог и т.п.?» Патриотизм должен проявляться не в словах, а в делах. То, что ты не уехал за границу или хотя бы в благополучные столицы, что ты здесь остался, ты здесь работаешь, ты здесь стараешься принести пользу окружающим — вот патриотизм. Выражаясь словами английской поэтессы Эллы Уилер Уилкокс, мир (в данном случае — твоя страна) должен становиться лучше оттого, что ты прожил сегодняшний день.
Massimo, я вообще против каких-то особенных «измов». Я живу в России, в дублирующей столице — но это уж по рождению — и стараюсь делать свою жизнь лучше. Свою. А моя жизнь — это часть жизни России. И мой патриотизм состоит в том, что я люблю свою землю просто потому что она моя. У нее есть эта фора перед другими. Фора, которая, признаться, не очень нужна, потому что земля хороша сама по себе.
А затроллить меня сложно, ибо цитата — сплошная ложь. Нормально для нашей планеты — это заметно хуже, чем в России. Если говорить о нормальном, а не максимальном уровне. Да и максимальный тоже не сильно оторвался. А если валить, так уж не из России, так сразу с планеты, чего скромничать. А это пока невозможно :)
В чём противоречие твоей позиции и процитированной в записи?
Я не вижу :) Ты споришь с кем-то ещё.
Ты говоришь „я живу, где сложилось, и мне нравится, и я понимаю, что вряд ли есть места объективно лучше“; источник говорит то же самое другими словами: гордиться родиной, говорит, не умно, потому что мы не гордимся другими приобретённым по рождению вещами типа пола, а лучше, говорит, сделать хорошо кому-то из близких (и ты что-то подобное тоже говоришь).
Я спорю только с тем, что любить свою землю — вредно. Ну и с безумной идеей цитировать (или сублимировать цитирование в нарочитое нецитирование) Толстого :)
Павел, в твоей жизни что ли не было Учителя Литературы?! :) Сделай человеку скидку и не цепляйся к стилю. По сути вы говорите одно и то же, только ты не на интервью и не учитель литературы :))
Дяденька не пишет, что „любить свою землю вредно“, даже наоборот; он говорит „глупо понимать патриотизм как «гордиться против кого-нибудь»“ — к сожалению, да, такой патриотизм очень распространён. Возвращаясь к литературе, у Хетагурова есть отличная басня про гусей — мол, честь и слава твоим предкам, но будь чем-то заметным ты сам, чтобы гордиться славой своего рода/страны. Как-то так — не агрессивный патриотизм-гордость, а добрый вовлечённый патриотизм-содействие.
>у Хетагурова есть отличная басня про гусей
Она у Крылова была (гуси, которых хотели зарезать или зажарить, были против этого и ссылались на то, что их предки Рим спасли). Хетагуров, скорее всего, позаимствовал либо у Крылова, либо из какого-то общего к ним фольклорного источника. Впрочем, Крылов заимствовал не столько из русского фольклора, сколько из французского — многие его басни являются переводами или переложениями басен Лафонтена.
Ежели тебя хотят зажарить, и не на такое сошлешься. Не могу их осуждать :)
Сюжеты басен кочующие, это известный факт.
Мне известнее хетагуровский вариант по стечению обстоятельств :)
«По-моему очень здравое мнение. Любить надо людей, а не землю, она вообще мертвая и в любви не нуждается. »
думаю, и земля тоже нуждается в любви. Замечали может, как пожилых людей к земле тянет (покопаться, посадить что-нибудь на грядке), а ведь они уже мудрости набрались за свою жизнь, понимают что к чему…
Ну ты же знаешь, что спорят исключительно если хочется поспорить, никакие разногласия для этого не нужны, а истина рождается в тишине одинокой медитации.
А Учитель Литературы — да, существо хтоническое. И ошибается он в этом своем «конечно». Не согласен, но допускает. Не хотел бы, но признает. «С одной стороны, с другой стороны». (Искренне надеюсь, что процитировал сейчас не Толстого).
У меня была Учительница Литературы. Мы с ней поссорились на почве моего предположения, из какого именно сора могла вырасти «Незнакомка». Четверть на уроки не ходил.
Обобщающий смайлик.
» на почве моего предположения, из какого именно сора могла вырасти «Незнакомка»
О, ты был жестоким школьником!.. :))
Не слишком. Потом мы с приятелем написали и поставили пьесу, что подняло ее рейтинг (как куратора любой словесности) среди других учителей, и привнесло благостный мир в наши отношения. Я был очень добрым, но упрямым :)
Павел, откуда такая неприязнь к идеям Л.Толстого?
Хотя я не очень хорошо знаком с его идеями (сказывается отсутствие филолого-литературоведческого образования) и хотя его убеждения были не ортодоксально-православными, а скорее протестантскими на русской почве, считаю, что его позиции не следует так резко сбрасывать со счётов. Всё-таки в его произведениях много философской мудрости, тяги к добре и свету, к высоким духовным ценностям. Одна «Крейцерова соната» чего стоит (хотя я не читал книгу, а лишь смотрел фильм по ней) — в современном сексуально развращённом обществе с не всегда верными семейными ценностями она остаётся очень даже актуальной. Лучшей апологетики целомудрия и семейного счастья, пусть построенной «от противного», я пока не встречал.
Ну во-первых, я здесь не совсем серьезен, Вячеслав привык :)
Во-вторых, я и сам мало что из Толстого читал, и не помню, чтобы его *идеи* произвели на меня какое-то отрицательное впечатление (и вообще какое-то), но наткнувшись недавно на его сказки «для детей», получил такую личную неприязнь, что кушать не могу. Я не верю, что человек, написавший для детей этакую чушь и таким мучительно некрасивым языком, может что-то толковое сказать. И даже не хочу проверять.
«Не читал, но осуждаю»? :) Если даже он плохо написал сказки (не читал, не знаю), то не факт, что и другое он писал так же плохо.
Именно. Ведь если прочитаешь, то и осуждать, поди, так уверенно не сможешь :)