Этноконфликтолог (!) Димитрий Гарм начинает свою статью так:
Новости, приходящие из Южной Осетии, порождают только одно чувство — стыд. Стыд за бездарную политику Москвы, итогом которой становится разочарование осетин в «стратегическом союзничестве» с Россией.
В чём бездарность политики Москвы?
Местная элитка подставила Москву — теперь ни одних поддержать, ни других. Поддержишь Джиоеву — влез во внутренние дела вроде бы независимой страны вопреки решению её Верховного Суда; поддержишь власти — вроде как пошёл против воли народа братской страны. Опять же, если поддерживать, как бы это могло выглядеть технически?
Раньше те же местные люди сделали странный референдум (о нём тоже пишет Гарм): спросили у жителей, не против ли они русского как государственного. Вроде „против“ не скажешь — осетины не против русских и России, в целом; но и „за“ как-то неясно зачем голосовать, если статус „официального“ у языка и так есть, если он и без того вполне себе используется как основной язык официального дискурса Южной Осетии.
За политику Москвы ни капли не стыдно, но как-то очень досадно; и ещё большее чувство возникает — сочувствия к тем, кто сейчас в условиях тяжёлой неопределённости каждый день ходит по заснеженному Цхинвалу, недоумевая, что же будет дальше. После того, как эти выборы начинались (11 кандидатов, очень живые дебаты и т. д.) должно быть особенно тяжело переживать их нынешнее состояние. Трансляцию из Цхинвала можно почитать у Алана Цхурбаева, а на Ленте.ру есть ответы осетинского политолога Алана Парастаева о ситуации в Южной Осетии.