Мои советы по „доучиванию“ эсперанто

Языком эсперанто интересуются тысячи людей. Каждый год — новые тысячи. Большинство из них при этом дальше статьи в Википедии и, может, пары уроков учебника не уходит. Учить языки не всем одинаково весело, процесс может показаться скучным даже с „самым простым“ языком, эсперанто.

Я написал эти советы в одном комментарии в ВК, но, кажется, они могут пригодиться не только там; выкладываю и в блоге.

Максимально хорошо эсперанто выучивается в практике. Я вообще не помню, чтобы я когда-то учил эсперанто классическими методами — делал бы, например, упражнения урок за уроком (как делал когда-то их на польском и французском). Я прочитал грамматический очерк несколько раз, обзавёлся словариком (сейчас лучший словарь — в онлайне на eoru.ru), нашёл в раннем интернете десяток адресов электронной почты и стал переписываться. Потом в ’99 съездил на эсперанто-встречу, и там сделал письменный язык ещё и устным — никакими упражнениями он не включается так, как средой говорящих.

Итак, если какой-то уровень уже достигнут и неясно, что делать дальше:

Выпишите журнал „Kontakto“ (чтобы каждые два месяца вам приходила „напоминалка“ о вашем стремлении к совершенству; а ещё у них бывают тексты с пометкой „Facila“) и запланируйте на лето поездку на Somera Esperanto-studado в Словакию. Заведите профили на ipernity.com и esperanto.com, добавьте там в друзья иностранцев, выкладывайте свои фотографии и тексты — о городе, друзьях, погоде; обсуждайте тексты и фотографии других — в практике новые слова и обороты запоминаются естественнее всего.

Если есть возможность слушать где-то в транспорте и т. п., можно скачивать подкасты Radio Esperanto и Radio Verda. Даже если первое время не всё будет понятно, очень полезно „уши тренировать“.

Ну и традиционные методы не стоит сбрасывать со счетов — учить лексику, делать упражнения по учебнику тоже можно; но может быть скучно. В мире пока мало работодателей, которые станут проверять ваш уровень эсперанто — этот язык вы „у́чите для себя“, как никакой другой. Поэтому учёбу надо сделать для себя приятной и оправданной, рациональной — например, я до сих пор не знаю названий многих растений или птиц, и зачем бы я их зубрил, если, когда они понадобятся, их можно посмотреть в словаре?.. Но если я посмотрю их, когда они понадобятся, я точно запомню слово.