При изучении языка самая долгая и нудноватая часть — это набор словаря, запоминание иноязычных слов. Вот несколько популярных рекомендаций, как сделать заучивание лексики менее болезненным и более эффективным.
1. Используйте созвучия и ассоциации. Слово запоминается лучше, если не просто зазубривается, а связывается с другим созвучным словом или запоминается внутри целого предложения. Замечательный бесплатный сервис, помогающий пополнять лексический запас через повторение и ассоциации — memrise.com; там можно посмотреть ассоциации (mems, „мемы“) других пользователей, а также быстро и легко создать свой „мем“, который пригодится не только вам, но и другим пользователям после вас.
2. Напирайте на нужное. Делайте „срезы реальности“ — в разных жизненных ситуациях замечайте, что вас окружает, и анализируйте, какой лексики вам не хватает. Можете ли вы описать случайного прохожего на изучаемом языке, знаете ли вы все нужные названия предметов одежды? Развитием этого подхода может быть блог о текущих событиях вашей жизни — подбирая лексику для текстов в нём, вы запомните её лучше, чем если кто-то будет вам предлагать для изучения случайные темы.
3. Читайте. Много читайте на изучаемом языке. Частая ошибка в этом месте — взяться за толстую сложную книгу и, не осилив её, бросить занятие навсегда. Начните с детской литературы, с коротких форм, адаптированной литературы и с сайтов на „упрощённом“ языке (новости на упрощённом английском — ожидаемое дело, однако существуют аналоги даже для некрупных языков — например, финского).
4. Не только читайте, но и слушайте. Этот совет может показаться банальным, но доступность звуковых материалов всё ещё недостаточно осознаётся изучающими. Можно и нужно слушать подкасты и аудиокниги — тем более что это удобно делать тогда, когда чтение невозможно (за рулём, в переполненном транспорте, на пробежке и т. д.). Ещё один интересный способ использования звука — это чтение с листа на изучаемом языке с аудиокнигой на родном под рукой; получается параллельное чтение, только через разные каналы восприятия.
5. Используйте язык не только на уроке. Изучаемый язык важно вплести в свою повседневность: писать на нём списки покупок и другие текущие заметки; найти хорошие песни, которые вы сможете слушать не только ради учёбы, но и для души. Пользуйтесь мобильными приложениями для закрепления лексики, когда берётесь за телефон, чтобы скоротать время в очереди или транспорте. Последовательные сторонники этого метода любят украшать своё жилище листочками (стикерами) с новыми словами; старайтесь при этом избегать заучивания слов, вырванных из контекста — например, на стикере можно приписать простое предложение, в котором использовано слово.
6. Найдите себе носителей. Существуют разные способы выхода на „природных носителей“ языка — в том числе „тандемы“ для языкового обмена, когда вы преподаёте свой язык часть времени, а потом учитесь у своего ученика его языку. Если вы не находите носителей в своём поселении, всегда есть интернет, видеосвязь и огромная база носителей на italki. Знающие люди — „ирландский полиглот“ Бенни Льюис, например — рекомендуют с этого начинать; затягивать активное использование языка можно бесконечно, поэтому лучше не медлить.
Набрать много лексики, стать профессиональным переводчиком, целый день смотреть на странные тексты за фиксированную постраничную плату, купить в кредит машину и ездить по переводческим конференциям — о чём ещё можно мечтать? :)
А вы как обычно набираете лексику помимо бесцельного листания толстых словарей?
Ахах, реклама ниссана в тему :D
>> самая долгая и нудноватая часть — это набор словаря, запоминание иноязычных слов
Вот поэтому при изучении языков я этим и не занимаюсь :) Просто штудирую грамматику, открываю лингво — и voila, строчу. Строчу и строчу, чатюсь с носителями и т.д. Постепенно, после их ответов, порой исправлений и часов-суток, проведённых за этим делом, кое-что из лексики само запоминается; и кол-во запомнившегося прямо пропорционально часам, проведённым в чате с носителем =)
То есть это шестой по сути ;)
(Я всегда думал, что ты запоминаешь новые слова с первого взгляда).
Есть учебники, самоучители. Там отобраны наиболее частотные слова. Обеспечена их повторяемость, то есть в 3-м уроке, в 6-м, в 10-м. Просто заучивать наизусть слова из газетного, скажем, текста — неэффективно, бесполезно. В следующий раз это слово тебе встретится в другом тексте через год, ты его уже забыл. Автор учебника уже ЗА ТЕБЯ придумал сюжет: «Приход гостей», «Насморк от простуды». Там каждое «лыко в строку». Он сделал ДЛЯ ТЕБЯ 75% всей работы. Бери и пользуйся!
Всё верно; но это вопрос отбора лексики, а не запоминания :)
Забыли про метод интервальных повторений. Это всем знакомые карточки из картона, их можно нарезать ручками, можно учить на всяких онлайн-сервисах. Лично я пользуюсь wordsy.ru, там самое адекватное наполнение и можно самим добавлять карточки.
Еще нужно контролировать качество обучения — запомнили вы или нет. Для этого надо повторять по очередности «коробочек», подробнее можено прочитать на вики в статье Интервальные повторения — http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F
В первом пункте упомянут Memrise — он про метод интервальных повторений. Да, отдельным пунктом, пожалуй, стоило. Спасибо за ваши ссылки.
Еще важно: невозможно освоить, выучить НЕНУЖНОЕ. В советские времена — книжный дефицит. Брежнев, Ленин, Маркс — в каждом магазине. А вот «Том Сойер» уже в 1972 году невозможно было купить, дальше — больше, даже «Войну и мир» уже нет. Вот и прочитал на чешском — несколько романов Ремарка, на польском — «Мемуары Императрицы Екатерины II, ею самою написанные», 49 рассказов Хемингуэя, рассказы американских писателей. Много еще чего… На русском эти книги прочитать — шансов ноль. На английсоком -новости Би-Би-Си. Про Джойса впервые услышал, Сходил в областную библиотеку, прочитал в журнале «Иностранная литература», что там успели опубликовать до 1938 года. Жаловался одному знакомому: печатаю быстро, но ГЛЯДя на клавиатуру. Если не глядеть — в 3 раза медленнее. Отвечает: потому, что тебе сейчас это не нужно. Понадобится — научишься быстро.
На счёт интервальных повторений zotka.ru мне больше нравится чем Memorize. А так да, стоило бы отдельным пунктом выделить.