В последние пару месяцев активизировалась тема осетинских пирогов в социальных сетях.
Осетинские группы всегда охотно и много выкладывают фотографии аппетитных пирогов, но теперь на волне популярности — тема альтернативных „осетинских пирогов“ с курицей, бананами, лососем и так далее (примеры реальные, кстати).
Раздаются в том числе голоса о необходимости регулирования сферы, некоего запрета на неправильные пироги — в частности, потому что пироги (чъиритæ) имеют в осетинской культуре сакральное значение и употребляются на молитвенных пиршествах.
Мне тут довелось сорвать больше всех лайков в одном таком обсуждении (о фруктовых пирогах в сообществе „Типичный осетин“) — сохраню себе (и вам) цитату:
Не все осетины в курсе, но для многих осетин балджын (вишнёвый пирог) — нормальный и реальный осетинский пирог, при упоминании которого они отчётливо представляют вкус и атмосферу :) Это тоже часть традиции.
Если бы у предков был доступ к бананам и ананасам, уверен, они бы делали фруктовые пироги и с ними. Как не постеснялись они перейти со смычковых инструментов на гармонь, как освоили печку-духовку и как пересели с волов на дизеля.
Есть чёткие запреты про то, чего нельзя; эти запреты не касаются овощей и фруктов даже в более строгих системах гастрономических ограничений в разных религиях.
„Традиционные“ пироги несомненно эволюционировали — в горах преобладал ячмень, то есть мука была другая. Печи были другие, про тесто не уверен — но тоже, может, кефирное было или ещё какое. Фактически хороших описаний быта раньше середины XIX века нет.
Что делать с запретами „того, чего нельзя“ (пироги со свиным мясом, например), не знаю, что тут можно поделать, кроме осуждения. С остальными экспериментами, похоже, не нужно даже и осуждение, а только радость и гордость за родину.