О пользе популяризации велосипеда как массового транспорта сказано немало. Жители становятся здоровее, больше и лучше работают, реже обращаются в очереди поликлиник и не запружают улицы чадящими седанами. Всё так, но есть ещё один плюс.
Блог Next American City на SustainableCitiesCollective.com называет его:
Велосипед важный элемент познания города через личный опыт. На велосипеде граждане начинают чувствовать свой город, понимать его, замечая в деталях. На машине мир сужается до простой задачи: как быстрее проехать из пункта А в пункт Б. При этом проезжаемые мимо районы теряются, водитель не замечает их архитектуры, социальных проблем, лиц на улицах. Наверное, это чуть актуальнее в Америке, чем у нас, хотя и здесь уже формируются более и менее благополучные районы, роскошные и запущенные, более и менее алкоголизированные и так далее. Из седла велосипеда невозможно игнорировать многие проблемы, мимо которых можно промчаться на авто, сосредоточившись на дороге.
Автор видит в этой особенности перемещения на велосипеде скрытый потенциал к возрождению городов. Ему есть что сказать о правильном развитии городов, но трудно получить внимание — люди привыкли к тому, что есть, и консервативны по своей природе. Но велосипед не надо рекламировать: „It’s economical, it’s fun, it’s sexy, and just about everyone already has one hiding somewhere in their garage. Invite a motorist for a bike ride through your city and you’ll be cycling with an urbanist by the end of the day“.
Конечно, „motorist“ может возразить, что видит в свою очередь места, велосипеду недоступные. Истина где-то рядом, в общем; но вряд ли кто-то станет спорить, что велопокатушки по городу и окрестностям дают другое ощущение местности и отношение к ней.
На автомобиле ещё нужно постоянно сосредоточиваться на решении различных дорожных задач (по какой полосе лучше ехать, где лучше повернуть, через какие улицы оптимальнее проехать), в то время как на велосипеде ездить гораздо проще. Правда, в российских условиях велосипедистам тоже приходится решать определённые проблемы, такие как постоянное лавирование между пешеходами, отсутствие во многих местах безбарьерных въездов на тротуар, да и при пересечении автодороги по правилам надо каждый раз спешиваться — на нерегулируемых переходах точно. В Великом Новгороде в последние два года замостили бóльшую часть тротуаров в центрк города, и я подозреваю, что ездить на велосипеде по таким мостовым тоже не очень чтобы удобно.
Но в целом я «за» велосипед обеими руками. Это ведь тот же личный транспорт, дающий независимость в передвижении, но недорогой, незатратный, экологически чистый и для езды по городу во многих отношениях более удобный, чем автомобиль.
Заинтересовал тезис о том, что от езды на велосипедах люди становятся более здоровыми. Не это ли одно из объяснений того, почему в западных странах люди даже в старости остаются весьма здоровыми и крепкими?
» приходится решать определённые проблемы, такие как постоянное лавирование между пешеходами
На самом деле по дороге быстрее ехать. Но страшнее, во всяком случае пока не поедешь. Когда уже едешь, ничего так в целом.
По уму, конечно, должны быть веломагистрали через город, чтобы можно было подъехать по тротурам или кто как может до такой ленты — и дальше уже без машин и пешеходов.
К сожалению, даже в велогосударствах вроде Нидерландов по велодорожкам зачем-то ездят ещё скутеры, это очень плохо и неудобно :)
По дорогам сейчас ездить опасно даже мотоциклистам, не говоря уже о велосипедистах. Лично я точно буду ездить только по тротуарам — хотя даже из моего двора на велосипеде можно нормально выехать только по автомобильному проезду, т.к. пешеходные дорожки слишком узкие и с высокими бордюрами.
Думаю, надо просто стараться выбирать для езды те тротуары, по которым ходит меньше пешеходы. В ВН даже на центральных улицах это в принципе возможно, т.к. обычно если много людей ходят по тротуару на одной стороне дороги, то мало людей ходят на другой :)