В Калужской области у границы с Московской раскинулся на площади свыше сотни гектар „Этномир“. Я побывал там в июле.
Это отечественная попытка обогатить концепцию этнического музея под открытым небом („скансен“) идеями дружбы между народами и общетуристической привлекательности. Из Калуги и Москвы туда возят на однодневные экскурсии, можно приехать и самостоятельно — через Балабаново и Боровск.
„Этномир“ пока далёк от больших городов (если не считать Обнинской агломерации), поэтому на его территории можно остановиться и пожить; причём есть выбор условий — юрта с удобствами „во дворе“, какие-то ещё варианты и вот такие оригинальные домики без окон:
По местной легенде „Этномир“ появился, когда его основатель, предприниматель Руслан Байрамов, переночевал на Иссык-Куле в местной юрте. Поэтому в „Этномире“ так много юрт и вдохновлённых юртами сооружений. Сначала „Этномир“ даже был „Юрточным лагерем“, о чём рассказывает эта старая „Газель“ на стоянке у входа:
Сам Байрамов не киргиз, как можно было бы подумать по одной только истории с юртой, а азербайджанец. Принято подчёркивать, что его мать русская, а оба родителя преподавали русский язык в Азербайджане. Это действительно делает более понятными его этнографические поиски и поддержку, например, таких мероприятий, как „Дни молодёжи СНГ“:
Ребята с „Дней молодёжи“ ходили по территории в изобилии, несколько оживляя пейзаж, страдающей вне проводимых здесь иногда праздников от недонаселённости. На их форменных майках было написано очевидное: „Мы говорим на одном языке“. Больше их фоток — в клубе вК «Дни молодёжи СНГ».
А ещё Руслан Фаталиевич Байрамов — вегетарианец, как он утверждает публично в своём выступлении на страницах журнала BBQ и как можно бы догадаться по анонсу такого события:
Территория Этномира поделена на куски, где презентуются отдельные народы. Кому-то достался большой „этнодвор“, первым из них отстроился непальский (торжественно открыт этим летом):
…а другие объединены под одной крышей по признаку географической близости:
Впрочем, „улица Мира“ (большой крытый павильон у входа в комплекс) продолжает удлиняться и, может, в итоге отсеки „Турция и Азербайджан“, „Армения и Грузия“, „Иран и Ирак“ будут разделены. В объединении других регионов (например, планируется „этнодвор Северный Кавказ“) есть, конечно, свой смысл — некоторые многонациональные регионы трудно адекватно представить без собственно их этно-языкового разнообразия. Вызывает некоторую настороженность смешение понятий „страна“, „этнос“ и „культура“ (в стране может быть — и обычно бывает — много этносов, которые могут разделять или нет какие-то общие культурные черты и так далее).
Смелая решительность, впрочем, является тут частью идеологии и сформулирована на одной из табличек с изречениями вдоль пока пустынных дорожек:
Вход в „музей Украiна“:
Зачётный памятник Ломоносову; ещё там есть маленький Пушкин с няней, тоже хорош:
Домá из разных (русских) регионов России стоят полукругом вокруг большой русской печи, внутри которой проводят экскурсию с пояснением, какая часть зачем. С нами в группе были люди, родившиеся в сёлах, которые всё это знали по своему быту — некоторое открытие для меня. Выглядит печка, как и должна выглядеть печка, а избы такие:
Рядом с печкой и избами есть большое здание, в котором, как утверждают гиды, будет „университет“. Меня раздражают гиды тем, что они бесконечно далеки от хороших статей Википедии — ни ссылок на источники, ни точных формулировок. Народные поэты настоящие… Вот здание. Перед ним люди на велоповозке, зимой там же катают на собачьих упряжках.
Специальных собак для упряжек разводят ради упряжек и на продажу в питомнике. Это хаски по большей части. К ним пускают прямо в вольер за 50 рэ и разрешают тискать. Собаки опасны только друг для друга, отличаются редким даже среди людей человеколюбием и могут, по сообщению собаковода, подрать другую собаку из ревности к человеку.
На втором этаже „улицы Мира“ можно посмотреть на фальш-куполы улицы с другой стороны и посетить выставку макетов десятка архитектурных достопримечательностей. Там весело делать фотки типа „пирамиды на фоне Кремля“. Вдали видна киргизская юрта. Отличается от монгольской компактностью — как нам объяснили, в связи с более снежным климатом. Внутрь не то что пускают, а предлагают зайти и комментируют утварь.
В местном кафе в начале „улицы Мира“ есть некоторый выбор матэ (а не просто пара дежурных пачек, как в большинстве чайных точек). И керамические (!) калабасы:
По возвращению из „Этномира“ смотрю я новости и вижу — в скором будущем граница Москвы будет проходить совсем рядом или даже будет граница у Москвы и Калужской области. Возникает вопрос: как богатые люди за несколько лет до новости догадываются, где нужно покупать правильные земли под аттракционы?..
22-23 октября в „Этномир“ можно будет поехать не только за грустным осенним небом над среднерусским просторами, но и ради пау-вау и других индейских жемчужин, с которыми познакомят публику на фестивале культуры коренных народов Северной Америки «Типифест 2011». На сайте предлагается плохая карта от Гугла, у Яндекса сейчас этот район лучше: http://maps.yandex.ru/-/CBelu4oG.
Карту, сестра, карту! Я, конечно, нашел, но все-таки. Далековато. В этом году не доберусь. А жаль.
Меня отвёз автобус от точки до точки :)
Карта тут: http://maps.yandex.ru/-/CBelu4oG
У Яндекса причём часть поля Этномира в хорошем разрешении, а у Гугла пока всё плохо.
Спасибо за такой подробный отчёт. Пометил это место для себя.
Этномир просто супер-место! Мы с друзьями часто бываем тут — с великами, бутербродами для пикника и хорошим настроением. Уезжаем отдохнувшие, на позитиве и с массой отличных фоток.