Болгарский экзамен на сертификат

Сходили сегодня сдали болгарский на сертификат ECL. Запишу, пока что-нибудь помню.

Очень удобно, что не надо ехать в Софию — экзамен принимают на берегу Невы в кабинете с видом на грузовые суда.

Вид из окна Института русского языка

В экзамене четыре типа заданий: на чтение (понимание текста), аудирование (понимание звуковой записи), письмо (два эссе) и говорение (диалог и монолог на диктофон).

Чтение даётся легче всего, потому что уже много лет читаем болгарский, пассивно-то он хорошо даётся, уже давно совсем без словаря. Задания были такие, что можно было не вникать в текст и спортивного интереса ради подобрать варианты по сочетаемости (грубо говоря, если фраза на „чтобы“ обрывается, то надо подставить фрагмент, начинающийся на инфинитив — „чтобы сделать“). Но времени вполне достаточно, чтобы вникнуть в текст и перечитать пару раз. Фрагменты, которые нужно подставить в пробелы, избыточны (есть лишние). Исправлять таблицу нельзя, каждое исправление будет считаться ошибкой (это немножко добавляет стресса). Текста было два — один бла-бла про искусственный интеллект, другой про уже не помню что.

На письмо дают 90 минут, надо написать два эссе на 300 или более слов каждое (на уровни пониже — меньше слов). Одна тема была „традиции, глобализация“, всё такое. Вторая тема — могут ли местные общественные организации и власти решать большие проблемы современности типа бедности и проч. Я зачем-то начал со второго эссе и увлёкся, написал на черновике побольше (потому что когда тренировался, писалось обычно 200 слов, надо было написать больше обычного), потом переписал аккуратно в бланк, а тут говорят „осталось десять минут“ — первую тему пришлось накидать экспромтом сразу на беловик и, вероятно, я недобрал в словах (слов 200).

Аудирование было про „блейд-спорт“ (будто бы берут интервью у болгарки, вернувшейся с ПМЖ в Германии, чтобы развивать роллерский спорт в стране) и про (внезапно) заброшенное родопское село, в котором местная активистка собирается сделать детский лагерь и восстановить уникальную архитектуру. Этот второй текст был весёлым, потому что в нём случилось два совпадения — во-первых, по известным причинам, Восточные Родопы мой особо любимый район в Болгарии, во-вторых, я в эссе про проблемы современности что-то написал про „обезлюдването“.

С говорением не всем повезло — я так понял, кто сдавал венгерский и немецкий, ушли домой, а сдавать говорение придут в другой день. И только на английский и болгарский пришли преподаватели. Люди садятся по двое, преподаватель объясняет что к чему и немножко направляет разговор, но диалог надо делать между собой, а монолог от себя — всё на диктофон, и оценку, видимо, будут уже в Варне ставить по записи. Диктофон на столе вообще негуманная вещь, я в него уставился и думал о диктофоне; на образцах ECL была, кажется, камера на штативе в стороне, это, наверное, было бы чуть гуманнее. В общем, конечно, не ужас-ужас, говорить-то мне и приходилось не раз, и перед экзаменом специально связывался с болгарами в фейсбуке, должно быть всё хорошо.

Результаты через месяц. Благодарю Наталью за компанию и Петър’а за толстенный словарь (эссе разрешают писать со словарём).

Инфа по экзаменам ECL: https://eclexam.eu
Центр языкового тестирования СПбГУ: http://testingcenter.spbu.ru
Как учить болгарский с озвучкой и упражнениями.