Два языка в семье

Во многих семьях, где один или оба родителя говорят на двух языках, перед родителями возникает проблема: на каком языке учить своего ребёнка говорить? И есть ли смысл учить ребёнка сразу двум языкам?

Этот вопрос особенно актуален для смешанных семей, где родители говорят на разных языках. Вредно ли для ребёнка быть двуязычным? Синди Кандольф в своей статье «Мифы о двуязычии» («Myths about Bilingualism») высказывается по поводу наиболее устоявшихся стереотипов о детском двуязычии. Вот некоторые из комментариев.

Миф: «Изучение сразу двух языков снижает умственные способности ребёнка, дети путаются в языках».

К такому выводу когда-то пришли американские исследователи, сравнив успешность выполнения различных задач двуязычными и одноязычными детьми. Однако исследования не учли, что большинство испытуемых двуязычных детей были из неблагополучных эмигрантских семей, хуже знали английский язык и с трудом привыкали к новым условиям жизни. Более объективные исследования показывают, что двуязычные дети не демонстрируют сколь-нибудь существенной разницы в умственных способностях по сравнению с одноязычными — за исключением того, что двуязычные лучше справлялись с языковыми играми.

Миф: «Ребёнок должен сначала как следует научиться одному языку, и только потом его можно начинать учить второму».

На самом деле ребёнок вполне может усваивать два языка одновременно. Здесь важна не последовательность или одновременность усваивания языков, а сама атмосфера, в которой находятся дети при усвоении языка. В тёплой и дружественной семейной обстановке ребёнок вполне может учиться говорить на двух языках одновременно, а в неблагополучной стрессовой обстановке у ребёнка могут возникнуть трудности и с усвоением одного языка.

Миф: «Нужно точно следовать определённым правилам, иначе вашим детям никогда не удастся изучить два языка!»

Некоторые считают, что сделать своего ребёнка двуязычным можно только следуя определённым правилам и что особенно важным из этих правил является использование обоих языков для общения в домашней обстановке. Однако практика показывает, что дети усваивают оба языка независимо от того, какой язык они слышат чаще, а какой реже. Главное — чтобы дети регулярно слышали оба языка.

По материалам «Лингвомании инфо» (полный текст)